Главная » Статьи » Танки и орудия

"Гадкие утята" Panzertruppen


В программе производства танков 2 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. вначале участвовали две фирмы: M.A.N. (шасси) и Daimler-Benz (подбашенная коробка и башня). При выдаче заказа на 4-ю серию (210 танков первой серийной модификации Pz.Kpfw.ll Ausf .А) к производству дополнительно привлекли завод для сборки башен и подбашенных коробок (Wegmann, Kassel) и два завода по сборке шасси (в том числе Henschel). Для производства шасси 5-й серии задействовали Alkett, 7-й серии - MIAG и FAMO. Таким образом, количество заказанных 2 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. оказалось настолько большим, что превышало возможности имевшихся на 15 января 1936 г. танковых заводов и потребовало подключения дополнительно четырех фирм, ранее не участвовавших в танковом производстве. Более того, выполнение крупного заказа на Pz.Kpfw.ll сорвало подготовку к массовому производству Pz.Kpfw.lll., в первую очередь - на фирмах-поставщиках комплектующих агрегатов и бронедеталей. Это вызвало задержку с началом производства «троек» новой модификации и на сборочных заводах.
 
"Гадкие утята" Panzertruppen
Pz.Kpfw.lll Ausf.С с номером шасси 60313 в танковом парке в Вюнсдорфе. Башня получила новую командирскую башенку. На табличках надписи: «Готов к движению», «Вода не слита», «Антифриз»

"Гадкие утята" Panzertruppen

Pz.Kpfw.lll Ausf .С. Люки на нижнем лобовом листе снова приобрели квадратную форму. Опорные катки по-прежнему располагались попарно на четырех тележках, но теперь две центральные тележки соединялись с одной центральной листовой рессорой; крайние тележки с опорными катками получили индивидуальные короткие листовые рессоры
Так, если фирма Daimler-Benz собрала первые девять шасси Pz.Kpfw.lll Ausf.E уже в 1938 г., то M.A.N. смогла начать сборку первых трех шасси этого танка только в марте 1939 г. Henschel свой первый Pz.Kpfw.lll Ausf.F сдала лишь в августе, a MIAG изготовила первые два Pz.Kpfw.lll Ausf.F в сентябре 1939 г. FAMO из 35 заказанных Pz.Kpfw.ll выпустила 26 до конца ноября 1939 г., последние девять - в апреле 1940 г., а выпуск Pz.Kpfw.lll смогла начать только в начале 1940 г.

Очевидно, что реальной причиной незначительного количества заказанных Pz.Kpfw.lll послужило то, что Лутц сознательно направил ограниченные ресурсы немецкой танковой промышленности на выпуск Pz.Kpfw.ll. Оба танка были созданы в соответствии с тактико-техническими требованиями, сформированными в январе 1934 г. Их броня обеспечивала защиту только от бронебойных пуль со стальным сердечником винтовочного калибра. Бронебойный снаряд Pzgr. калибра 2 cm, выпущенный из танковой пушки Kw.K.30 с начальной скоростью 780 м/с, пробивал при попадании под углом 30° от нормали броню толщиной 20 мм на расстоянии 100 м и 14 мм - на расстоянии 500 м. Этого было достаточно для борьбы с наиболее распространенными легкими танками потенциальных противников - чешскими LT-34, польскими Vickers и французскими FT-17. В то же время проводимые немцами эксперименты с подкалиберными снарядами позволяли надеяться на резкое повышение эффективности 2 cm пушки (действительно, принятый позже на вооружение снаряд Pzgr.40 при начальной скорости 1050 м/с пробивал броню толщиной 40 мм на дистанции 100 м).
 
"Гадкие утята" Panzertruppen
У Pz.Kpfw.lll Ausf .D оси балансиров крайних тележек сместились к центру, сами балансиры развернули в обратную сторону, поэтому соединенные с их рычагами крайние короткие листовые рессоры были установлены с наклоном
"Гадкие утята" Panzertruppen
Pz.Kpfw.lll Ausf .D с бортовым номером 431, наехавший на Pz.Kpfw.l при движении задним ходом
Кроме того, Лутц отстаивал ту точку зрения, что в предстоящих войнах бои танков с танками будут являться исключением, а не правилом. Для ввода в бой своих танков следовало выбирать участки фронта, где отсутствовали танки противника, а атаку вражеских боевых машин следовало отражать артиллерией, как более дешевым и массовым противотанковым средством. Поэтому, хотя снаряд 3,7 см Pzgr. пушки Kw.K L745 танка Pz.Kpfw.lll и обеспечивал пробитие брони толщиной 35 мм на дистанции 100 м и 29 мм на дистанции 500 м, а наличие выделенного командира танка, имевшего командирскую башенку, обеспечивавшую круговой обзор, позволяло легче обнаруживать противника на поле боя, с точки зрения Лутца это не оправдывало удвоение стоимости танка. Кроме того, Pz.Kpfw.ll могли использовать те же мосты грузоподъемностью 8 т, что и составлявшие основу вооружения танковых войск пулеметные Pz.Kpfw.l, в то время как для Pz.Kpfw.lll требовался 16-тонный мост.

Возможно, на решение Лутца повлиял и тот факт, что Бек предлагал в декабре 1935 г. в качестве одного из вариантов организации танковых войск придать каждому армейскому корпусу вместо противотанкового дивизиона танковый батальон, вооруженный Pz.Kpfw.lll. По мнению Лутца и его начальника штаба Гудериана, это противоречило принципу массированного применения танков, чего можно было достигнуть, только сконцентрировав их в танковых дивизиях.

Тем временем, у легких танков появился опасный противник - автоматические и полуавтоматические пушки калибра 20 и 25 мм. Французская армия в 1934 г. приняла на вооружение 25-мм противотанковую пушку фирмы Hotchkiss - Canon leger de 25 antichar SA-L mle 1934. При этом, если в августе 1933 г. французская армия в условиях конкурса на создание нового легкого танка указывала необходимую толщину брони 30 мм, то по результатам испытаний пушки Hotchkiss в июне 1934 г. потребовала от участников конкурса представить прототипы с броней толщиной 40 мм. В соответствии с этими требованиями были созданы R-35, Н-35 и FCM-36. По другому пути пошли чехословацкие военные. Новый чешский танк LT-35 получил лобовую броню толщиной 25 мм, выдерживающую попадание 20-мм снаряда зенитной пушки Oerlikon на дистанции 250 м, в то время как бортовая броня должна была противостоять бронебойным винтовочным пулям.[1]
 
"Гадкие утята" Panzertruppen
После осмотра Pz.Kpfw.lll Ausf.С, поврежденного под Млавой в Польше, его решили не восстанавливать. Ремонтники 7-го танкового полка демонтируют все узлы и агрегаты
Но In.6 продолжала придерживаться концепции достаточности противопульного бронирования танков. Лишь после того, как 15 февраля 1936 г. Лутц ушел из руководства In.6, Wa.Prw.6 в меморандуме от 23 марта 1936 г. поставил вопрос о пересмотре необходимого уровня бронирования немецких танков, предлагая хотя бы часть машин защитить броней, позволяющей противостоять 25-мм снарядам пушки Hotchkiss.

Однако ни заказанные во второй половине 1936 г. танки 3.Serie/Z.W, ни тяжелые танки 1.Serie/B.W. (декабрь того же года) не получили усиленного бронирования. Перелом в подходе к необходимому уровню защиты произошел только в 1937 г., во многом благодаря опыту, приобретенному в ходе боев в Испании. Заказанные в середине 1937 г. танки 2.Serie/B.W., выпуск которых начался в мае 1938 г., имели уже 30-мм лобовую броню. Но главным событием стало создание танка 4.Serie/Z.W. (обозначавшегося также как Z.W.38), проектирование которого закончилось в 1938 г. Танк, в том виде как он задумывался, воплотил последние достижения германского танкостроения. Не все новые узлы, испытанные на прототипе, пошли в серию. Но и в более пригодном для массового производства и эксплуатации, упрощенном виде, танк Z.W.38, или Pz.Kpfw.lll E, а также его последующие модификации поражали современников совершенством своей конструкции. Именно он стал широко известен как настоящая «тройка».

Боевая служба Pz.Kpfw.lll первых серий была недолгой. На 1 сентября 1939 г. было произведено 110 танков Pz.Kpfw.lll, из них 50 - Pz.Kpfw.lll Ausf.E/F. [2] Но в войсках имелось только 103 [3] (или, по другим источникам, 98 [4]) Pz.Kpfw.lll всех модификаций, из них 87 - в действующей армии, 11 - в танковых школах и резервных частях. Видимо, до 12 Pz.Kpfw.lll Ausf.E находились в арсеналах, где они проходили окончательное укомплектование радиостанциями, пулеметами и т.д. Таким образом, в боевых действиях в Польше приняло участие не менее 49 Pz.Kpfw.lll Ausf.A, B, C, D.

37 «троек» (в основном новейшие Pz.Kpfw.lll Ausf.E) имелись в I.Abteilung/ Panzer-Lehr-Regiment (1-м батальоне танкового учебного полка), подчиненном 3-й танковой бригаде 3-й танковой дивизии. Еще по три Pz.Kpfw.lll было в Pz.Rgt 5 (5-м танковом полку) и в Pz.Rgt 6, входившем в состав этой же бригады. 26 Pz.Kpfw.lll насчитывалось в 1-й танковой дивизии (20 в Pz.Rgt 1 и 6 в Pz.Rgt.2). По три Pz.Kpfw.lll находилось в Pz.Rgt.3, 4, 7, 8, 10, 15.

Тонкая броня первых модификаций «тройки» легко пробивалась польскими противотанковыми ружьями и пушками. В итоге безвозвратные потери в Польше составили 26 Pz.Kpfw.lll. Хотя по боевым свойствам эти танки примерно соответствовали многим современникам (например, советским танкам Т-26 и БТ), немецкие танкисты признали их непригодными для использования в первой линии. До начала французской кампании модификации Pz.Kpfw.lll Ausf.A, B, C, D изъяли из действующей армии и после заводского капремонта передали танковым школам. Судя по тому, что в феврале и апреле 1940 г. из состава танковых войск были исключены 40 Pz.Kpfw.lll (и возвращены в марте 1941 г.), 20 из 26 потерянных в Польше «троек» были именно этих четырех первых модификаций.
 
"Гадкие утята" Panzertruppen
Немецкий пехотинец осматривает брошенный Pz.Kpfw.lll Ausf.D, поврежденный во время польской кампании

"Гадкие утята" Panzertruppen

Тот же танк, уже доставленный на СПАМ
Но боевая служба первых «троек» не закончилась. По дополнительному контракту Daimler-Benz собрала пять модифицированных шасси 3b.Serie/Z.W (номера 60221-60225) и установила на них пять башен и подбашенных коробок танка Pz.Kpfw.lll Ausf.B, оставшихся после того, как пять шасси 2.Serie/Z.W использовали для создания прототипов штурмового орудия. Изготовление пяти гибридов, получивших обозначение Pz.Kpfw.lll Ausf.D, затянулось до октября 1940 г. из-за выполнения контракта на производство Pz.Kpfw.lll Ausf.E, имевшего больший приоритет. Устаревшие еще на стадии производства танки направили в Норвегию, где они вошли в состав 40-го танкового батальона специального назначения (Panzer-Abteilung z.b.V.40).

В целом можно признать, что первые «тройки» не стали массовыми машинами из-за неправильно сформированных в январе 1934 г. тактико-технических требований к пушечному танку. Это привело к созданию дорогостоящего крупногабаритного танка с трехместной башней, имевшего только противопульное бронирование. Руководство немецких танковых войск предпочло массово заказывать более дешевые легкие танки, хотя и с менее мощной пушкой. Первые «тройки», по сути, стали испытательными стендами, позволившими в процессе длительных войсковых испытаний отработать многие узлы и агрегаты. Например, размеры тормозных барабанов на Pz.Kpfw.lll Ausf .C/D увеличились на 25% по сравнению с Pz.Kpfw.lll Ausf .А/В, и на 50% - на Pz.Kpfw.lll Ausf.E. На первых тройках испытывался двигатель Maybach HL 108 TR, на базе которого был создан HL 120 TR, и отрабатывалась конструкция многих бронеделей (так в тексте, прим. ВВС).

Положительную роль сыграло то обстоятельство, что, определив невозможность уложиться в ограничение массы в 10 т, конструкторам позволили сразу проектировать танк в классе 18 т - следующего естественного ограничения, определяемого грузоподъемностью германского инженерного мостового парка. В результате появился танк, обладавший огромным потенциалом для дальнейшей модернизации - вплоть до установки 50-мм длинноствольной пушки либо 75-мм короткоствольного орудия и увеличения толщины лобовой брони до 50 мм. Но лишь перепроектированный практически заново Pz.Kpfw.lll Ausf.E с броней, защищавшей от мелкокалиберных снарядов, стал действительно хорошо сбалансированной, эффективной боевой машиной.
 

Основные тактико-технические характеристики танков Pz.Kpfw.III первых модификаций

Модификация

Ausf.A

Ausf.B

Ausf.C

Ausf.D

Длина, м

5,800

5,665

5,850

5,920

Ширина, общая, м

2,810

2,810

2,820

2,820

Ширина корпуса, м

1,850

1,850

1,860

1,860

Высота, м

2,360

2,387

2,415

2,415

Полный вес, т

15

16

16

16

Объем бензобака, л

300

300

300

300

Толщина (мм)/угол наклона брони:

       

лобовой лист корпуса

14,5/20°

14,5/19°

14,5/19°

14,5/19°

лобовой лист подбашенной коробки

14,5/9°

14,5/9°

14,5/9°

14,5/9°

лобовой лист башни

16/15°

16/15°

16/15°

16/15°

бортовой лист корпуса

14,5/0°

14,5/0"

14,5/0°

14,5/0°

бортовой лист подбашенной коробки

14,5/0°

14,5/0°

14,5/0°

14,5/0°

бортовой лист башни

14,5/25°

14,5/25°

14,5/25°

14,5/25°

командирская башенка

14,5/0°

14,5/0°

30,0/0°

30,0/0°

Максимальная скорость, км/ ч

35

35

35

35

Запас хода по шоссе, км

165

165

165

165

Коробка передач

SSG75

SSG75

SSG75

SSG76

Число скоростей

5

5

5

6

Высота преодолеваемого препятствия, м

0,55

0,575

0,575

0,575

Ширина преодолеваемого рва, м

2,30

2,60

2,58

2,60

Глубина преодолеваемого брода, м

0,80

0,80

0,80

0,80

Удельное давление, кг/см2

0,68

0,65

0,64

0,65

"Гадкие утята" Panzertruppen

Танковая часть могла иметь «тройки» разных модификаций. На переднем плане находится Pz.Kpfw.lll Ausf.D, на заднем - Pz.Kpfw.lll Ausf.C

Pz.Kpfw.lll Ausf .С в парке 6-го танкового полка весной или летом 1939 г. Для облегчения доступа к агрегатам сняты верхние горизонтальные и нижние вертикальные люки передней части корпуса. Крест нанесен прямо поверх номера шасси - 60306. Обычно такие кресты временно наносились на бронетанковую технику, участвующую в торжественных мероприятиях. Возможно, танк использовался при церемонии принятия присяги или возглавлял колонну во время парада в Праге

"Гадкие утята" Panzertruppen

Pz.Kpfw.lll Ausf .С или D 6-го танкового полка в Польше осенью 1939 г. Польские 37-мм противотанковые пушки, выпускаемые по лицензии фирмы «Бофорс», пробивали 16-мм броню первых «троек» с любой дистанции. На фотографии хорошо заметна особенность конструкции башен первых серий Pz.Kpfw.lll - лоб башни был не монолитным, а представлял собой три вертикальные секции, прикрепленные к башне болтами с коническими головками

"Гадкие утята" Panzertruppen

Ремонт Pz. Kpfw. III Ausf.A 2-го танкового полка во время польской кампании. Справа на задней части корпуса видно стандартное устройство для сбрасывания дымовых гранат, заменившее старую трубчатую конструкцию"Гадкие утята" Panzertruppen
Категория: Танки и орудия | Добавил: ferencig (06.09.2014)
Просмотров: 640 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0