Главная » Статьи » Танки и орудия

Pz.Kpfw. VIB «Тигр-B»
 


 

БРОНИРОВАНИЕ ТАНКА «ТИГР-В»

Наименование

Толщина, мм

Угол наклона к вертикали град.

Диам. отл. по наружи. поверхи.

Диам. отл.по внут. поверхн.

2

Лобовой нижний

100

55

3.2

3.3

3

Бортовой верхние

80

25

3 6

3.7

4

Бортовой ни#ний

80

0

3.4

3,6

5

Кормовой

80

30

3.5

3.7

6

Крыша

40

90

3.4

3.5

7

Днище перед.

40

90

3.S

3.6

8

Днище зад.

26

90

3.6

3.6

9

Башня лобовой

180

10

3.8

3.9

10

Башня бортовой

80

20

3.85

3.05

1 1

Башня кормовой

80

10

3.9

3.3

12

Крыша баш. перед.

40

80

3.4

3.5

13

Крыша баш. сред.

40

90

3.4

3.5

14

Крыша баш. зад.

40

85

3.4

3.5

IS

Стенка команд, баш.

90

22-69

3.5

3.6

16

Крыша команд, баш

22

90

3.3

3.4

Новый немецкий танк «Тигр В» (по тексту «Вестника танковой промышленности» № 10/1944 г.)

Схема бронекорпуса танка «Тигр-B»
Б) Корпус и башня танка

Корпус целиком заимствован от танка «Пантера» и изготовлен из броневой стали средней твердости (диаметр отпечатка шарика по Бриннелю 3,4 — 3,6}. Соединение швов произведено в шип с обваркой аустенитовыми электродами.

Лобовой верхний лист танка — сплошной и имеет только шаровую установку для пулемета.

Смотровые приборы механика-водителя и пулеметчика перископические и смонтированы в крыше танка. Для удобства выемки трансмиссии из танка н передней части крыши имеется большой потайной люк, в котором размещены одинаковые по конструкции люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Конструкция этих люков такая же, как и у танка «Пантера». Аварийный люк расположен н днище впереди сидения стрелка-радиста.
Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрыты шестимиллиметровым фальшбортом, который служит одновременно подкрылком.
Башня танка — сварная из катаной броневой стали. Диаметр башенного погона в свету — 1800 мм. Форма башни, в отличие от общепринятой в немецком танкостроении (неуравновешенного типа), коническая с кормовой нишей, по типу башни танка Т-34 выпуска 1941 г.

Пушка в башне монтируется через люк в нише башни. Маска пушки в отличие от общепринятых в немецком танкостроении, является шаровой и забронирована литым броневым колоколом, надетым на ствол пушки. Крыша башни имеет наклоны вперед и назад.

Характерной особенностью корпуса и башни является отсутствие каких бы то ни было люков и смотровых щелей в лобовой и бортовой части танка.
Командирская башенка аналогична башенке танка «Пантера» выпуска 1944 г., с той разницей, что ее габариты значительно сокращены.

Обращает на себя внимание конструктивное видоизменение командирских башен немецких танков. Начав с довольно сложной башенки на танке Т-III, немцы в 1944 г. пришли к упрощенной литой башенке с семью призматическими смотровыми приборами. Упрощение башенок не улучшило обзорности, а является, видимо, следствием удешевления производства. Видимость из немецких танков последних выпусков стала хуже.

Корпус и башня танка обмазаны специальной обмазкой (пастой) следующего состава:

Минеральная часть: сернокислый барий 75,49%, окись кремния 7,39%, окись железа 6,76%, окись цинка 6,62%, окись кальция 1,28%,
Органическая часть: отходы целлюлозной промышленности, так называемые сульфитоцеллюлозные щелока, или же взята масса, получающаяся при разварке древесины с раствором десульфита кальция. Главной массой обмазки является органическое вещество.

Главное назначение обмазки — предохранение корпуса от магнитных боеприпасов (магнитных противотанковых гранат). Второстепенное назначение — теплоизоляционное покрытие и средство маскировки.
В) Вооружение
Вооружение танка состоит из 88-мм пушки KWK-43, двух пулеметов МГ-42 калибра 7,92-мм и мортирки, установленной на крыше танка для метания дымовых и осколочных мин. На командирской башенке приварен специальный погон, на котором монтируется специальный подвижной кронштейн для установки зенитного пулемета.

Пушка по своим баллистическим свойствам равноценна пушке самоходной установки — «Фердинанд».

Применение унитарного снаряда увеличивает скорострельность и является положительным качеством танка.

В отличие от танков «Тигр» и «Пантера» на танке «Тигр В» установлен монокулярный ломающийся прицел с переменной светосилой и полем зрения в зависимости от дистанции ведения огня.

Прицел имеет следующую характеристику: 

увеличение — 2,5 и 5; 

поле зрения — 25гр и 12,5гр; 

диаметр выходного зрачка — 6 мм и 3 мм; 

удаление выходного зрачка — 23 мм и 23 м.

Выстрел из пушки производится при помощи электрозапала, получающего энергию от аккумуляторной батареи, или электроимпульсатора, установленного на погоне башни впереди стреляющего. Для корректировки огня командир танка имеет специальный выдвижной перископ-разведчик, при помощи которого можно следить за трассером снаряда, или его разрывом, несмотря на облако пыли, поднимаемое воздушной волной дульного тормоза при выстреле из пушки KWK-43.

Пушка уравновешена специальным уравновешивающим механизмом, расположенным в башне с правой стороны пушки. Канал ствола после выстрела продувается струей сжатого воздуха, для чего в башне установлен специальный компрессор.

Недостатком установки вооружения являются большие усилия на рукоятках подъемного механизма.

Башня поворачивается ручным (механическим) и специальным гидравлическим приводами. Поворот башни от гидропривода возможен только при работающем двигателе, скорость поворота зависит от оборотов коленчатого вала двигателя.

Управление гидроприводом недостаточно удобно, а конструкция его сложна и громоздка.

В походном положении пушка стопорится изнутри танка при максимальном угле возвышения.
 
Новый немецкий танк «Тигр В» (по тексту «Вестника танковой промышленности» № 10/1944 г.)
Общие виды в схеме корпуса танка "Тигр-В".
Компоновка механизмов танка «Тигр-В»: 1 - двигатель «Майбах»; 2 - вентилятор охлаждения; 3 - КПП; 4 - механизм поворота; 5 - бортовые фрикционы; 7 - механизм поворота башни; 8 - амортизаторы опорных катков.

Г) Коробка перемены передач

Коробка перемены передач танка «Тигр В» изготовлена по лицензии фирмы Майбах и по конструкции такая же, как и на танке «Тигр Н».
Коробка имеет 8 передач вперед и одну назад, Управление коробкой перемены передач — преселекторное. Для переключения передач достаточно перевести рычажок преселектора, не выключая главного фрикциона. В случае отказа гидравлического сервопривода управление коробкой перемены передач, выключение главного фрикциона и переключение передач может быть механическое.
 
Новый немецкий танк «Тигр В» (по тексту «Вестника танковой промышленности» № 10/1944 г.)
Танк «Тигр-В» на испытаниях. НИБТ полигон
Коробка перемены передач танка «Тигр В» по внешнему виду и габаритам отличается от коробки перемены передач танка «Тигр Н». Особенностью этой коробки является наличие радиатора, охлаждающего масло. Радиатор размещается в специальном резервуаре с водой, не имеющей циркуляции. Вследствие этого коробка перемены передач быстро перегревается, что затрудняет управление танком. 

Д) Механизм поворота

На танке «Тигр В» такой же механизм поворота, как и на танке «Тигр Н».

Механизм поворота — планетарный и обеспечивает танку хорошую поворачиваемость почти на любых радиусах поворота, но обладает недостатком, свойственным всем механизмам с двумя степенями свободы.

Механизм поворота допускает столько радиусов поворота, сколько имеется передач в коробке перемены передач.

При крене и различных сопротивлениях на гусеницах танк уводит в сторону.

Механизм по конструкции и технологии производства — сложный. Управление механизма поворота - сервогидравлическое, с дублирующим механическим. Тормоза бортовые дисковые, такие же, как на танках «Тигр Н» и «Пантера».

Вождение танка «Тигр В» возможно как с закрытым люком водителя, так и с открытым, В последнем случае сиденье водителя поднимается вверх, штурвал сервоуправления поворотом танка и педаль акселератора также имеют второе верхнее расположение.

Е) Ходовая часть танка

Подвеска тапка «Тигр В» — торсионная, индивидуальная, по 9 катков на сторону, расположенных в шахматном порядке (4 внутри и 5 снаружи).
Торсионы, в отличие от ранее применяемых на немецких тапках, — одинарные по типу танка КВ. передние и задние катки каждого бор та имеют гидравлические амортизаторы, расположенные внутри танка. Опорные катки большого диаметра, металлические с внутренней амортизацией, расположенной непосредственно у бандажа колеса
 
Новый немецкий танк «Тигр В» (по тексту «Вестника танковой промышленности» № 10/1944 г.)
Конструкция опорного катка танка «Тигр-В» : 1 - бандаж; 2-диск;3- резиновое кольцо; 4 - конические вставки; 5 - ступица.

Внутренний ряд каткой имеет дополнительные ступицы, на которых, видимо, предполагалось монтировать третий ряд катков. Гусеница — мелкозвенчатая и состоит из траков плоских и гребневых, с отверстиями для зацепления.

Таким образом, шаг зацеплении равен шагу двух траков по 150 мм в каждом. Такая конструкция гусеницы привела к резкому сокращению количества зубьев на ведущем колесе и как следствие, к быстрому выходу их из строя.

Ширина гусеницы — 300 мм. Для перевозки по ж/д. применяется дополнительная гусеница — 660 мм. Подвеска танка относительно гусеницы расположена односторонне (прижата к бортам), вследствие чего траки работают консольно.

Новый немецкий танк «Тигр В» (по тексту «Вестника танковой промышленности» № 10/1944 г.)

Уязвимые места танка «Тигр-В»

УЯЗВИМЫЕ МЕСТА ТАНКА «ТИГР В»

Танк «Тигр В», несмотря па усиление брони и связанное с ним резкое увеличение веса, в общем остался столь же уязвимым, как и танки «Тигр» и «Пантера».

Наиболее уязвимым местом его является ходовая часть, которая поражается всеми видами танковой и противотанковой артиллерии со всех дистанций прицельного огня.

Борты башни и корпуса танка поражаются танковой и противотанковой артиллерией всех калибров, кумулятивным снарядом со всех допустимых дистанций и всех имеющихся калибров; подкалиберным снарядом калибров 45-, 57- и 76-мм с дистанции 400 — 800 м; бронебойным снарядом калибров 57- 75- и 85-мм с дистанции 700 — 1200 м.

Более крупные калибры поражают борты и корму танка со всех дистанций действительного огня.

Лобовая часть танка, нижний лист корпуса и маска поражаются бронебойным снарядом калибра 122- и 152-мм с дистанции 1000 - 1500 м.
Пулеметный огонь и огонь ПТР очень эффективен по смотровым приборам, так как они имеют большие габариты, совершенно не защищены и трудно сменяемы после поражения.

По ходовой части и крыше танка действенны и эффективны мины и противотанковые гранаты.

Танк «Тигр В» появился на поле боя летом 1944 г. в тяжелое для гитлеровцев время, и они рассчитывали, видимо, скорее на моральный эффект, чем на выдающиеся боевые качества танка.

Поспешность выпуска этого танка на поле боя подтверждается незаконченным монтажем ряда трубопроводов для увеличения преодолевания бродов, наличием на машине наклеек, сделанных на аммиачной бумаге, а инструкция, обнаруженная в захваченном танке, отпечатана на машинке и во многом не соответствует танку.

Танк, вследствие поспешности выпуска, имеет большое число конструктивных недостатков, главными из которых являются:
1. Бортовая передача разрушается полностью через 250-300 км. Пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников.
2. Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой, изнашиваются полностью очень быстро и уже через 250-300 км к дальнейшей эксплуатации непригодны.
3. Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как не учтено изменение профиля изменение профиля между дисками катков, вызванного деформацией резины внутренней амортизации катков.
4. Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП при отсутствии циркуляции воды, не оправдывает своего назначения.
5. Двигатель, благодаря большому весу танка, перегружен и имеет также тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введен ряд предохранительных приспособлений.

ВЫВОДЫ

Новый немецкий танк «Тигр В» является дальнейшим развитием танка «Пантера» с использованием трансмиссии танка «Тигр Н» и вооружения «Фердинанда».

Компановка танка и его механизмы не имеют ничего нового по сравнению с ранее выпущенными танками.

Общим принципиальным недостатком танка «Тигр В» является его громоздкость по габаритам и, как следствие, излишне большой вес, что в свою очередь привело к низкой маневренности, плохой проходимости танка и ненадежности его в работе.

Бронирование и вооружение танка явно не соответствуют его весу. В танке «Тигр В» немцы окончательно перешли не только к форме корпуса Т-34, но и скопировали его башню, доказав еще раз всему миру преимущества классического по корпусу танка Т-34.

Категория: Танки и орудия | Добавил: ferencig (06.09.2014)
Просмотров: 570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0